Что должно насторожить родителей при появлении речи ребенка?
- Укорочение первых слов: мама (ма), папа (па). Должна быть связь с предметом, а не просто повтор слогов.
- Полисемантизм- ребенок называет одним словом много разных предметов. В норме этот период длится короткий промежуток времени.
- Укорочение длины слова (молоко – моко). Хорошо, если ребенок скажет тититики вместо кирпичики, пусть не пытается произвести все звуки слова, но сохраняет структуру слова.
- Длительное отсутствие словоизменения и отсутствие глаголов. Когда мало глаголов – развитие фразовой речи тормозится. Дети с речевыми нарушениями могут употреблять предложения из 3 -5 слов без изменения слов. (Я идти мама садик), не употребляют в речи предлоги.
- Задержка в появлении фразы. В норме фраза появляется при накоплении 30 слов.
- Ребенок не понимает или недостаточно понимает обращенную речь (проверьте отзывется ли ребенок на свое имя, показывает ли, где мама, папа, показывет ли части тела, игрушки, выполняет ли простые просьбы).
Рекомендации по
развитию речи детей
- Стимулируем эмоционально-аффективные реакции: АЙ, ОЙ, БАХ
- Вызываем речевые звуки в игре: ААА – плачет, УУУ – воет волк.
- Речевые реакции вызываем с помощью ритмических видов деятельности: прыг-скок, качи-кач
- Стимулируем повторять слова за взрослым при чтении детских стихов.
- Стимулируем речевую активность на материале звукоподражаний (животные (му), звучащие предметы (динь-динь), транспорт (ту-ту), шумы (тук-тук)
- Стимулируем речевую активность в процессе совместной сюжетной игры.
- Даем речевой образец
- Предлагаем альтернативные вопросы (чтобы у ребенка был выбор)
- Говорим мало, четко артикулируя, утрированно
Уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Полезно:
- Запускать волчки
- Разминать пальцами глину, пластилин
- Рвать бумагу на мелкие кусочки
- Нанизывать пуговицы, шарики, бусинки на нитку
- Наматывать проволоку на катушку, закручивать шурупы, гайки
- Играть с конструкторами, мозаикой, кубиками
- Рисовать мелками, гуашью, углем
- Вырезать ножницами
Если мы хотим, чтобы наш ребёнок заговорил и его
речь развивалась, мы должны постоянно общаться с ребенком, петь песни, играть в
игры, читать вместе книги, смотреть хорошие содержательные мультфильмы,
обсуждать с ним происходящее вокруг. Ведь развитие речи ребёнка происходит
только в общении, в среде говорящих между собой людей. Какой же вывод мы можем
сделать для себя, как можно помочь ребёнку? Просто надо любить своих детей и
разговаривать с ними.