Почему важно уже в дошкольном возрасте проводить работу по подготовке руки к письму? Какие виды упражнений помогут подготовить руку к письму? Какие трудности могут ожидать первоклассника в школе, когда он будет учиться писать? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.
Чтобы в школе ребенок не испытывал трудности при освоении письма, еще в дошкольном возрасте очень важно проводить работу по подготовке руки к письму.
Работа по подготовке руки к письму должна проводиться в нескольких направлениях.
Во-первых, очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики.
В этом нам помогут следующие виды работ:
Лепка из разных видов пластилина и глины
Раскрашивание картинок
Рисование карандашами, мелками и красками
Работа с ножницами (вырезание фигур разной сложности)
Изготовление поделок из природного материала
Выполнение пальчиковой гимнастики
Собирание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков и т. д.
Конструирование из кубиков, лего;
Собирание пазлов, мозаики;
Во-вторых, необходимо формировать пространственные представления у дошкольника.
- Учим ребенка ориентироваться в собственном теле. Ребенок должен знать части тела, различать правую/левую руку; уметь показать левую ногу, правое ухо, левый глаз и т.п., правой рукой показать левое ухо, левой рукой закрыть левый глаз и т.п.
Дальше учим ориентироваться в окружающем пространстве по отношению к другим предметам. Ребенок усваивает понятия: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Затем формируем умения детей обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому: в, под, на, за, над, под, посередине, между, впереди, перед, напротив, за, позади.
И после уточняем пространственное расположение предметов на плоскости.
В-третьих, способствовать развитию графомоторных навыков.
- Развиваем зрительный гнозис:
Учим детей узнавать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.
- Развиваем зрительный анализ и синтез: пусть ребенок дорисовывает незаконченные рисунки; дорисовывает рисунки с недостающими деталями;
- Развиваем зрительное восприятие.
Уточняем представления о цвете, форме и величине.
Способствуем расширению объема зрительной памяти.
В четвертых, уделяем внимание формированию изобразительно-графических навыков.
Здесь мы знакомим ребенка с тетрадью и рабочей строкой.
Учим рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них, дуги, волнистые линии.
Рисуем узоры, различные орнаменты.
Начинаем рисовать по клеткам линии, фигуры и предметы разной сложности.
Происходит знакомство с графическим образом буквы (графемы), работа по различению похожих букв.
Хочется отметить, что в дошкольном возрасте не надо обучать ребенка письму, важна только подготовка к нему, потому что техника письма может быть сформирована неправильно.
Несколько замечаний при формировании графических навыков на листе бумаги:
При выполнении графических заданий пользуемся карандашом, так ребенку приходится приложить больше усилий. Обращаем внимание, чтобы ребенок не выходил за границы рисунка при раскрашивании и штриховке. При штриховании линии должны быть параллельными.
Конечно, мы должны научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Этому способствует предварительная работа: ребенок прежде учится складывать большой и указательный пальцы в щепотку и брать разные предметы. Полезно перекладывать мелкие предметы, шнуровать обувь, собирать бусы, перебирать крупу, ставить детские печати.
Очень часто в дошкольном возрасте дети привыкают неправильно держать пишущий предмет.
- Неправильное положение пальцев:
ребенок может держать ручку (карандаш) щепотью, собрав все пальцы;
может зажимать карандаш в кулаке;
большой палец у него может быть значительно ниже указательного;
карандаш может лежать не на фаланге среднего, а указательного пальца;
- ребенок может держать ручку слишком близко к кончику или наоборот, очень далеко;
- может наблюдаться неправильное движение кисти: кисть жестко фиксирована на листе – двигаются только пальцы;
- у ребенка может наблюдаться слишком слабый или сильный нажим;
- ребенок может принимать неудобную позу: часто дети сильно наклоняются, могут приподниматься со стула, подкладывают под себя ногу
С какими трудностями может столкнуться первоклассник в школе, когда он будет учиться писать?
У ребенка может быстро уставать рука, он может не попадать и даже терять рабочую строку, у него может сформироваться неразборчивый почерк. Поэтому так важна работа по подготовке руки к письму уже задолго до школы.