Подготовка руки дошкольника к письму

Почему важно уже в дошкольном возрасте проводить работу по подготовке руки к письму? Какие виды упражнений помогут подготовить руку к письму? Какие трудности могут ожидать первоклассника в школе, когда он будет учиться писать?  На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Чтобы в школе ребенок не испытывал трудности при освоении письма, еще в дошкольном возрасте очень важно проводить работу по подготовке руки к письму.

Работа по подготовке руки к письму должна проводиться в нескольких направлениях.

Во-первых, очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики.

В этом нам помогут следующие виды работ:

Лепка из разных видов пластилина и глины

Раскрашивание картинок

Раскрась

Рисование карандашами, мелками и красками

Работа с ножницами (вырезание фигур разной сложности)

Изготовление поделок из природного материала

Выполнение пальчиковой гимнастики

Собирание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков и т. д.

Конструирование из кубиков, лего;

Собирание пазлов, мозаики;

 

Во-вторых, необходимо формировать пространственные представления у дошкольника.

  1. Учим ребенка ориентироваться в собственном теле. Ребенок должен знать части тела, различать правую/левую руку; уметь показать левую ногу, правое ухо, левый глаз и т.п., правой рукой показать левое ухо, левой рукой закрыть левый глаз и т.п.

Дальше учим ориентироваться в окружающем пространстве по отношению к другим предметам. Ребенок усваивает понятия: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Затем формируем умения детей обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому: в, под, на, за, над, под, посередине, между, впереди, перед, напротив, за, позади.

И после уточняем пространственное расположение предметов на плоскости.

В-третьих, способствовать развитию графомоторных навыков.

  • Развиваем зрительный гнозис:

Учим детей узнавать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

Обводилки

  • Развиваем зрительный анализ и синтез: пусть ребенок дорисовывает незаконченные рисунки; дорисовывает рисунки с недостающими деталями;
  • Развиваем зрительное восприятие.

Уточняем представления о цвете, форме и величине.

Способствуем расширению объема зрительной памяти.

В четвертых, уделяем внимание формированию изобразительно-графических навыков.

Здесь мы знакомим ребенка с тетрадью и рабочей строкой.

Учим рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них, дуги, волнистые линии.

Готовим руку к письму

 

Рисуем узоры, различные орнаменты.

Начинаем рисовать по клеткам линии, фигуры и предметы разной сложности.

 

 

Нарисуй фигуры по точкам

Происходит знакомство с графическим образом буквы (графемы), работа по различению похожих букв.

Хочется отметить, что в дошкольном возрасте не надо обучать ребенка письму, важна только подготовка к нему, потому что техника письма может быть сформирована неправильно.

Несколько замечаний при формировании графических навыков на листе бумаги:

При выполнении графических заданий пользуемся карандашом, так ребенку приходится приложить больше усилий. Обращаем внимание, чтобы ребенок не выходил за границы рисунка при раскрашивании и штриховке. При штриховании линии должны быть параллельными.

Конечно, мы должны научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Этому способствует предварительная работа: ребенок прежде учится складывать большой и указательный пальцы в щепотку и брать разные предметы. Полезно перекладывать мелкие предметы, шнуровать обувь, собирать бусы, перебирать крупу, ставить детские печати.

Очень часто в дошкольном возрасте дети привыкают неправильно держать пишущий предмет.

  • Неправильное положение пальцев:

ребенок может держать ручку (карандаш) щепотью, собрав все пальцы;

может зажимать карандаш в кулаке;

большой палец у него может быть значительно ниже указательного;

карандаш может лежать не на фаланге среднего, а указательного пальца;

  • ребенок может держать ручку слишком близко к кончику или наоборот, очень далеко;
  • может наблюдаться неправильное движение кисти: кисть жестко фиксирована на листе – двигаются только пальцы;
  • у ребенка может наблюдаться слишком слабый или сильный нажим;
  • ребенок может принимать неудобную позу: часто дети сильно наклоняются, могут приподниматься со стула, подкладывают под себя ногу

С какими трудностями может столкнуться первоклассник в школе, когда он будет учиться писать?

У ребенка может быстро уставать рука, он может не попадать и даже терять рабочую строку, у него может сформироваться неразборчивый почерк. Поэтому так важна работа по подготовке руки к письму уже задолго до школы.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *