Что такое грамматический строй речи?
Это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Дошкольники осваивают грамматику практическим путем, используя язык и воспринимая речь окружающих людей.
Школьники изучают грамматику языка в курсе занятий по родному языку.
У дошкольников освоение грамматического строя речи происходит взрывным путем в разные возрастные периоды.
На 3 году жизни можно говорить о начале формирования грамматического строя речи. Дети осваивают изменение существительных по числам и падежам, глаголов по временам, лицам, числам. Также малыши учатся согласовывать существительные с прилагательными и глаголами в роде.
С конца 3 года осваивается система словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и увеличительными суффиксами.
В старшем дошкольном возрасте осваиваются всевозможные единичные формы и исключения («чулок», но «носков»; «яблок», но «облаков»). В этот период происходит освоение сложного синтаксиса.
Вот как говорит Чуковский К. И. о периоде, когда ребенку приходится совершить колоссальную работу над языком «У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний ребенок».
Освоение грамматического строя носит спонтанный характер, совершенствуется в общении со взрослыми и сверстниками. Конечно, само общение, его тематика, интенсивность бывает различной в разных семьях, поэтому одни дети имеют благоприятные условия, другие неблагоприятные. Речь ребенка будет страдать, если ребенок находится в нервозной обстановке, если бедно его окружение: предметы, игрушки, материалы для деятельности и, конечно, языковая среда. Плохо, если ребенок не досыпает или часто болеет.
Но само по себе развитие грамматического строя речи не исключает важной роли взрослого. Он должен реагировать на активность ребенка, создавать условия (среду) — игрушки. книги, игры. Взрослый сам должен быть обращен к ребенку, должен стараться вовлекать его в деятельность, в общение.