Какие аграмматизмы можно наблюдать в речи у старших дошкольников?
При обследовании речи логопед часто фиксирует неправильное словоизменение или ошибки в образовании слов, нарушенный порядок слов при ответах на вопросы.
Примеры ошибочных детских высказываний:
Ошибки в образовании форм множественного числа имен существительных: дерева (вместо деревья), теленки (вместо телята), числы (вместо числа), глазы (вместо глаза).
Ошибки в образовании родительного и винительного падежей существительных во множественном числе: деревов или деревий (вместо деревьев), уш или ух (вместо ушей), окнов (вместо окон), машинах (вместо машин).
Ошибки в согласовании существительных с числительными: пять стулов или стулий (вместо стульев), пять цыпленков (вместо цыплят), пять креслов (вместо кресел).
Ошибки в употреблении глагольных форм: хочете (вместо хотите), хочим (вместо хотим), лазиет (вместо лазает),стери (вместо сотри).
Неправильный порядок слов в предложениях: Тут время года изображено зима. В нашем огороде растет морковь крупная. Это затрудняет восприятие смысла предложения.
Ошибки в образовании прилагательных о существительных: матрешка из дерева — деревная (вместо деревянная), кисель из клюквы — клювный, клюковный, клюкленный (вмесо клюквенный); шапка из меха — мягкая, мехная (вместо меховая).
Ошибки в образовании притяжательных прилагательных или неумение их образовывать: у собаки будка собаки или собакина (вместо собачья), у медведя берлога медведя или медведина (вместо медвежья).
Ошибки в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стулик (вместо стульчик), куклочка (вместо куколка).
Ошибки в употреблении предлогов: иногда дети вообще пропускают предлоги, могут использовать призвук: а туле (вместо на стуле); заменяют предлоги из-за — из спины, из-под — из стола, над — на голове.
А какие ошибки вы замечали в речи своих детей? Напишите в комментариях!