А все ли зависит от логопеда?

Часто от родителей можно услышать нелестные отзывы о работе логопеда: нет толку от занятий, нет видимых изменений в речи ребенка и т.п. В этой статье мне хочется защитить специалистов, посвящающих себя работе по исправлению детской речи.

Почему речевые нарушения так разнообразны и не всегда легко поддаются коррекции?

Каждому родителю хочется, чтобы у его ребенка была красивая, четкая и понятная речь. И обращаясь к логопеду, многие родители ждут просто чудес, будто у логопеда есть волшебная пилюля,  приняв которую, ребенок сразу начнет правильно говорить.
Хочется донести до родителей мысль, что если процесс формирования речи идет не так, как бы им хотелось, то многое в развитии речи ребенка зависит не от того, что это плохой или неграмотный специалист работает с ребенком, хотя может быть и такое.
Формирование речи у ребенка происходит по законам образования условных рефлексов. А условный рефлекс формируется в результате многократного повторения. Скорость и прочность образования условных рефлексов у всех детей разная. Она зависит от здоровья центральной нервной системы, от зрелости значимых для речи зон мозга, от особенностей его высших психических функций: внимания, памяти, работоспособности. Кому-то нужно два повторения, кому-то двадцать два, кому-то сто двадцать два.


В результате вредных воздействий на мозг (травмы мозга, нейроинфекции, нарушения питания, длительные хронические заболевания) речевые рефлексы не формируются или могут образовываться неверно, отличаться слабостью и даже пропадать.
Многое зависит от того, какой тип высшей нервной деятельности у ребенка. У малыша с сильной нервной системой (сангвиников, флегматиков) при хорошем речевом окружении речь развивается без нарушений, соответствуя возрасту. При повышенной возбудимости (у холериков) речевые рефлексы недостаточно прочны, речь торопливая, неритмичная, неоформленная интонационно.  У детей со слабой нервной системой (меланхоликов) речь слабая, голос тихий.
И, конечно, многое в успехе речевого развития детей зависит от того, какого качества речевое окружение ребенка и организовано ли воздействие на развитие ребенка.
Речевые нарушения очень разнообразны, некоторые можно отнести к легким, а над некоторыми приходится работать нескольким специалистам и родителям годами. Поэтому, иногда родителям надо запастись терпением и настроиться на длительный процесс по исправлению речи ребенка. Но вода камень точит, со временем у вашего ребенка не будет проблем с речью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *