Проблемы с чтением у ребенка?

 

Часто при обучении чтению педагоги и родители сталкиваются с определенными трудностями. Ребенку бывает трудно научиться читать, он с трудом запоминает буквы, делает много ошибок при чтении, читает очень медленно, а может, и не понимает смысла прочитанного.
У ребенка должен быть сформирован навык чтения. Что это значит? Полноценное чтение должно быть сознательным, правильным, беглым и выразительным.
В этой статье я продемонстрирую игры, которые помогут в занимательной форме преодолеть трудности, возникающие у ребенка при чтении.

Игры, с помощью которых ребенок лучше запомнит изображения букв:

«Техники"

Задача ребенка дописать (починить) сломанные буквы

«Ластик»
Нарисовать фигуру несколько раз, а потом стереть ластиком все элементы, ненужные буквам, например, П, У, И, Г.

«Распутай буквы»
Изображения букв наложены друг на друга, при этом никакие общие элементы не совпадают (М, П, К).

«Найди все буквы»
Изображения букв наложены друг на друга, при этом их общие элементы совпадают (П, К, Н, И).

«Зеркало»
Ребенок должен назвать неправильные буквы.

«Угадай буквы»

На листе написаны буквы. Взрослый сгибает лист бумаги, на котором написаны буквы, пополам, ребенок должен угадать по нижней половине букв, какие буквы написаны на листе.

«Разгляди буквы»

 

Игры, с помощью, которых ребенок приобретет навык чтения слогов и слов:

«Рассыпанные слова»
Ребенку предлагается из отдельных букв составить слова (К, Т, О – получится КТО, ТОК, КОТ) или составить слова из слогов (РО, ГА, ДО — получится  дорога).

«Цепочки слов»
Ребенку даны слова, в которых последний слог одного слова становится первым слогом следующего слова.


«Чудесный мешочек»
Ребенок достаем из мешочка отдельные слоги и читает их.
Полезны упражнения, в которых можно составлять слова путем подстановки разных слогов к одному и тому же слогу.

«Читаем, ударение соблюдаем»

Ребенок читает цепочки слогов, выделяя голосом ударные слоги.

Для тренировки зрительного восприятия полезны упражнения: РАМА- РАНА, РАМА- МАМА, УХА-УХО, ЮЛА-ЮЛЯ.
Или СОР-СЫР-СЫН-СОН-СОМ-СОК


Для усвоения навыка чтения слогов и слов со стечением согласных: КРИК-КРЮК-КРУГ-ДРУГ-ВДРУГ или НОСЫ-НОСКИ, ЩЕКА-ЩЕПКА, КУСТ-КУСТЫ, ВОЛК-ВОЛКИ.


Чтение цепочек слов различных структур способом наращивания согласных: СОР-СПОР-СПОРТ-СОРТ
«Белиберда»
Ребенок читает слова и определяет какие из них имеют смысл, а какие нет: КОТ, КОГ, САД, ВОБ, ДУК, ЗУБ.

«Глазастики»
Ребенок должен прочитать зашумленное слово.

 

Чтобы ребенок учился читать слова слитно, можно предложить ему отыскать короткие слова в тексте (Например: мой, она, или, так).

Когда ребенок пропускает слоги, переставляет буквы, теряет строку можно использовать чтение с «окошечком». Для изготовления окошечка использовать бумажный лист размером 10 х5 см. В центре этого прямоугольника вырезать отверстие, чтобы его высота соответствовала ширине строки, а длина соответствовала размеру слога (3-4 буквы). Листок необходимо наложить на строку и передвигать вдоль строки. Задача ребенка читать слоги, появляющиеся в окошке.

Также можно использовать палец ребенка, который накладывается на строку, постепенно открывая слово. Так ребенок, читая последовательно слоги, не будет перескакивать и переставлять буквы. Постепенно, когда скорость чтения увеличится, палец будет мешать, тогда его можно сдвинуть под строку.

Если ребенок теряет строку, перескакивает через одну, удобно использовать закладку или линейку.

  • Упражнения на увеличение скорости чтения.

  1. Многократное прочтение текста.

Сначала текст читает вслух взрослый. Затем он предлагает этот же текст прочитать ребенку в течение 1 минуты. Закончив чтение, необходимо отметить место, до которого успел дочитать ребенок. Затем ребенок снова читает этот текст в течение 1 минуты и делает отметку после истечения времени. И таким образом упражняемся несколько раз.

  1. Молния.

Ребенок читает текст в привычном для него темпе, взрослый дает команду «Молния», ребенок должен начать читать так быстро, как только может.

  1. Буксир.

Взрослый читает текст вслух, меняя скорость. Ребенок читает этот же текст, только про себя, стараясь соответствовать скорости взрослого. Взрослый останавливается на любом слове, а ребенок должен показать место, где остановился взрослый.

  1. Лесенка.

Ребенку предлагается прочитать слова, расположенные лесенкой. Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву.

 

Часто при чтении ребенок может пропускать, переставлять или заменять буквы и слоги. Иногда это происходит из-за желания или требования увеличить скорость чтения. Чтобы избежать этих ошибок, ребенку необходимо снизить скорость чтения. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, можно применить окошечко, о котором мы уже писали выше, только прорезь в окошке нужно сделать слева. Таким образом, ребенок будет читать текст, постепенно передвигая окошко. Такое же окошко, только с прорезью справа пригодится, если ребенок читает слово сначала шепотом, а потом вслух целым словом. Конечно, такой способ чтения снижает скорость. Такое окошечко закрывает строчку и не позволяет взору читающего возвращаться к прочитанному.

 

 

 

Хочется добавить, что при чтении очень важно уметь сосредоточиться и сконцетрироваться.

Для развития внимания можно выполнять следующие упражнения:

  • Ребенку дается небольшой текст (можно использовать даже газетную статью) и он должен по инструкции все буквы, которые встретятся в тексте, например, А – зачеркнуть, а букву С – обвести в кружок.
  • Ребенок получает набор случайных букв. Ему необходимо переписать без ошибок предложенный набор букв.

  • Ребенку предлагается буквенный текст, среди которого вставлены слова. Ребенок должен найти спрятанные слова и подчеркнуть их.

  • Ребенку дана таблица с написанными словами. Взрослый называет слово, ребенок должен найти это слово в таблице как можно быстрее.

Конечно, возможности и приемы работы над процессом чтения этими видами упражнений не исчерпываются.

Обновлено: 23.07.2019 — 15:10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *