Игры на автоматизацию звуков в словах (автор Грицук Н.П.)

Автоматизация поставленных звуков, введение звука в речь требует иногда длительной и кропотливой совместной работы логопеда, родителей и ребенка. Специалисты пытаются всячески разнообразить виды заданий, направленные на автоматизацию определенных звуков. В этой статье хочу познакомить вас с авторскими игровыми пособиями Грицук Н.П., которые я успешно использую в своей работе.

Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах «Шапки с секретом»

В данной игре ребенок не только закрепляет произношение звука [Ш], но упражняется в употреблении в речи фразы с предлогом «под», развивает зрительное восприятие и внимание.

Автор предлагает несколько наборов шапок и 5 листов с изображениями, которые содержат звук [Ш] в начале, в середине, в конце слов, в словах со стечениями согласных.

Специалист прячет под шапками картинки так, чтобы была видна их часть (автор рекомендует прикреплять шапочки при помощи липкой ленты, которая крепится к помпонам шапки).

 

Виды упражнений:

  • Ребенок угадывает, что под шапкой.
  • Называет, что под синей (желтой, красной) шапкой.
  • Прячет изображение по инструкции (под шапку определенного цвета), а затем говорит, под какую шапку спрятал предмет.
  • Угадывает, что задумал взрослый: ребенку надо назвать предмет, который спрятан между красной и желтой шапкой.

 

Игра на автоматизацию звуков в словах «Цепочки»

Игра направлена на автоматизацию звуков [С, Ш, Р, Л]в словах. Автор предлагает достаточно большое количество изображений  с определенным звуком  (45 или 60), который находится в различных позициях в словах.

Ребенку предлагается построить цепочки. А чтобы сложить цепочку, он должен найти половинки изображений и затем назвать их.

Игра на автоматизацию звуков в словах «Чьи малыши»

Игра помогает автоматизировать звуки [Р, Рь], формирует навык словообразования (ребенок учится называть детенышей животных в единственном и во множественном числе).

Кенгуру (кенгуренок, кенгурята), тигр (тигренок, тигрята), верблюд (верблюжонок, верблюжата), страус (страусенок, страусята), черепаха (черепашонок, черепашата), рысь (рысенок, рысята), бобр (бобренок, бобрята), корова (теленок, телята), лошадь (жеребенок, жеребята), барсук (барсучонок, барсучата), свинья (поросенок, поросята), жираф (жирафенок, жирафята).

 Игра на автоматизацию звуков в словах «Ананасы для зверят»

С помощью данной игры можно

  • автоматизировать широкую группу звуков: [Б, П, В, Ф, С, З, Ц, Л, ЛЬ, Ш, Ж, Р, РЬ,];
  • дифференцировать звуки: [Б-П, В-Ф, С-З, С-Ц, С-Ш, З-Ж, Ш-Ж, Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ];
  • определять место заданного звука в слове

В набор пособия входят: ананасы (154 штуки) с разными изображениями на определенные группы звуков, три корзинки для определения места звука в словах и изображения животных (бегемот, жираф, слон, носорог).

Варианты игры:

  1. Автоматизация звуков.

Ребенку предлагается из группы ананасов выбрать только те, на которых изображены предметы с заданным звуком, например, со звуком [С] и угостить этими ананасами Слоника, произнося правильно слова.

  1. Дифференциация звуков.

Специалист смешивает ананасы с изображениями, содержащими разные группы звуков, например, со звуками [Л ]и [Р]. Ребенку дается задание угостить ананасами, на которых изображены предметы со звуком [Р]  Носорога и ананасами, на которых изображены предметы со звуком [Л]  Слоника, при этом он должен правильно произносить звуки в словах.

  1. Определение места заданного звука в слове.

Ребенку нужно разложить ананасы по корзинкам: в первую корзинку — ананасы со звуком, например, [Ш] в начале слова, во вторую – ананасы со звуком [Ш] в середине слова, в третью – ананасы со звуком [Ш] в конце слова.

Чем меня привлекли эти игровые пособия? Во-первых, современными, не замыленными картинками, во-вторых, интересными свежими идеями игр. Ребенок с радостью играет в такие игры, ненавязчиво упражняется в произношении звуков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *